Счета 30-39 и их применение для целей бухгалтерского учета
|
Счета 30-39 и их применение для целей бухгалтерского учета
Нормативная база:
ПриказМинфина от 31 октября 2000 г. N 94н “Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению” (в ред. от 08.11.2010 N 142н)
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107972
Эти счета относятся к III разделу Плана счетов “Затраты на производство”. Информация, которая будет накапливаться на данных счетах, является информацией о расходах компании по обычным видам деятельности (сфера бизнеса, например, производство товаров и предоставление услуг), кроме расходов на продажу (счет 44Счет 44 - Расходы на продажу (Активные) “Расходы на продажу”, раздел IV“Готовая продукция и товары”), расходов по инвестиционной деятельности (финансовые вложения) и пр., которые будут учтены на соответствующих счетах 08Счет 08 - Вложения во внеоборотные активы (Активные) “Вложения во внеоборотные активы”, 59Счет 59 - Резервы под обесценение финансовых вложений (Активные) “Резервы под обесценение финансовых вложений”, 91Счет 91 - Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) “Прочие доходы и расходы”.
Организация может вести учет затрат либо на счетах 20 - 29Счет 29 - Обслуживающие производства и хозяйства (Активные) , либо на 20 - 39. В первом случае на счетах группируется информация по статья, местам возникновения (земельные участки, котельная, столовая, ремонтный цех, лаборатория) и др. признакам, а также для расчета себестоимости. Счета 30 - 39 предназначены для учета расходов по элементам.
Полезно.
По элементам:
1) Затраты на оплату труда
2) Амортизационные отчисления
3) Отчисления на социальные нужды
4) Материальный затраты
5) Прочие затраты
По статьям:
1) Сырье и материалы
2) Возвратные отходы
3) Покупные изделия и полуфабрикаты
4) Топливо и энергия на технологические цели
5) Зарплата производственных рабочих
6) Отчисления на социальные нужды
7) Расходы на подготовку и освоение производства
8) Потери от брака
9) Услуги производственного характера
10) Прочие
Из этого складывается производственная себестоимость. Если к производственной себестоимости прибавить общепроизводственные и общехозяйственные (управленческие) получится полная себестоимость.
Компания сама для себя решает, какой вариант учета затрат выбрать (20 - 29Счет 29 - Обслуживающие производства и хозяйства (Активные) или 20 - 39). Это обычно зависит от размеров организации, количества видов деятельности, организационной структуры и др.
Для целей управленческого учета компания может открывать 30е счета для каждого элемента затрат, например:
30 "Материальные затраты",
31 "Затраты на оплату труда",
32 "Отчисления на социальные нужды",
33 "Амортизация",
34 "Прочие затраты",
37 "Отражение общих затрат".
Содержание операции |
Д-т |
К-т |
Формирование затрат
|
||
Стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных подрядыми организациями работ производственного характера и пр. |
30 "Материальные затраты" |
10 “Материлы”, 16 “Отлонение в стоимости материальных ценностей”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” |
Отражаются суммы начисленной заработной платы, а также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату вознаграждений по итогам года и т.п. Субсчета по видам и направлениям начислений на оплату труда |
31 "Затраты на оплату труда" |
70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 96 “Резервы предстоящих расходов” |
Отчисления в Фонды медицинского, социального и пенсионного страхования |
32 "Отчисления на социальные нужды"
|
69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” |
Расходы организации на амортизацию, начисленные в установленном порядке |
33 "Амортизация"
|
02 "Амортизация основных средств", 05Счет 05 - Амортизация нематериальных активов (Пассивные) "Амортизация нематериальных активов" |
Расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по элементам, так как они не относятся ни к одному из них. Субчета нужно открывать обязательно, т.к. подобные расходы слишком разнородны |
34 "Прочие затраты"
|
60“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 71Счет 71 - Расчеты с подотчетными лицами (Активно-пассивные) "Расчеты с подотчетными лицами", 76Счет 76 - Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79Счет 79 - Внутрихозяйственные расчеты (Активно-пассивные) "Внутрихозяйственные расчеты" и др. |
Счета учета затрат ежемесячно закрываются на специальный счет 37 |
37 "Отражение общих затрат" |
30, 31, 32, 33, 34 |
Закрытие счета 37 "Отражение общих затрат"
|
||
Все собранные суммы на счете 37 в конце месяца рапределяют между калькуляционными счетами (там, где нужно рассчитать себестоимость) по направлениям учета затрат, например: |
20 "Основное производство", 23Счет 23 - Вспомогательные производства (Активные) "Вспомогательные производства", 25Счет 25 - Общепроизводственные расходы (Активные) "Общепроизводственные расходы", 26Счет 26 - Общехозяйственные расходы (Активные) "Общехозяйственные расходы", 29Счет 29 - Обслуживающие производства и хозяйства (Активные) "Обслуживающие производства и хозяйства" |
37 “Отражение общих затрат” |
Отражение расходов по заготовке и доставке материально-производственных запасов |
15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” |
37 “Отражение общих затрат” |
Отражение расходов по выпуску продукции, выполнению работ, оказанию услуг, включая общие управленческие расходы. Последние учитывают на отдельном субсчете и ежемесячно списывают в дебет счета 90Счет 90 - Продажи (Активно-пассивные) "Продажи" как расходы отчетного периода (дт 90Счет 90 - Продажи (Активно-пассивные) , кт 40Счет 40 - Выпуск продукции (работ, услуг) (Активные) -4 “Управленческие расходы”) |
40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” |
37 “Отражение общих затрат” |
Отражение сумм коммерческих расходов и издержек обращения за отчетный период |
44 “Расходы на продажу” |
37 “Отражение общих затрат” |
Таким образом, организация определяет все расходы за отчетный период. Это необходимо для установления сметных и фактических затрат в целом по организации при разработке бизнес-планов, определении фонда оплаты труда, объема закупок материальных ресурсов, амортизации, при анализе материалоемкости, фондоемкости,трудоемкости и пр., контроля расходов в соответствии с их целевым назначением.
Tweet |